СППС

Профессии типа «Человек-знаковая система»

Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Знаки, знаковые системы являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. В этой главе будет рассказываться о профессиях, где информация, выраженная в знаковых системах, является основным объектом и результатом труда. Специалисты данных профессий обеспечивают прирост информации, собирают, перерабатывают ее, хранят и доводят до потребителя, помогают ею обмениваться.

Условно работу со знаковыми системами можно разделить на несколько групп:

1.Работа со словами, текстами, книгами (корректор, юрист, лингвист), связанная с наиболее развитой и всеобщей знаковой системой — языком. Она вызывает значительную загрузку зрения и слуха, так как приходится напряженно и длительно работать с печатными и рукописными средствами. Если у вас есть способности к усидчивой работе и вам доставляет удовольствие делать записи, систематизировать и хранить их, то имеет смысл ближе познакомиться с данной группой профессий..

2.Работа с числами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Люди данных профессий переносят мир реального производства в мир чисел, придают всему количественную меру или занимаются научными исследованиями в области химии и физики, пытаясь через исследования получить новую информацию об окружающем нас мире. Необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения. Если вам интересны математика, физика, химия, черчение, то эта информация для вас.

3.Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Это профессии, связанные с составлением или использованием географических карт, работой с другими схематически изображенными предметами (графики, чертежи). Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как геометрия, география, черчение, трудовое обучение, вы занимаетесь конструированием по схемам и чертежам, то последующая информация для вас.

4.Работа с компьютерами, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Однако в этой книге мы сосредоточимся на профессиях, где работа с компьютером и информационными системами является основной составляющей. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер — это не только устройство для игр, а еще у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии вас могут заинтересовать.

Профессии этого типа выдвигают требования к таким чертам работника, как:

способность к абстрактному мышлению;

способность оперировать числами;

длительная и стойкая концентрация внимания;

терпение, умение с интересом работать с цифрами, формулами, химическими символами, схемами.

Человек, у которого имеются некоторые дефекты речи, а также такие индивидуально-психологические особенности, как неуверенность, зажатость (теряется в незнакомой обстановке), быстрая утомляемость, раздражительность от навязчивого общения, в состоянии успешно овладеть и с удовольствием работать по профессиям данного типа.

Требуемые качества личности для профессий

«человек-знаковая система»:

С одной стороны, являются важными такие черты, как способность абстрактно мыслить, оперировать числами, концентрировать внимание на протяжении длительного времени.

С другой, профессии «человек-знаковая система» предлагают социальную нишу для людей, имеющих речевые дефекты, негативные личностные особенности, такие, как зажатость, неуверенность, повышенная раздражительность, утомляемость.


Профессии типа «Человек-природа»

Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

Подтипы профессий типа «Человек – Природа»

Профессии, труд в которых направлен на растительные организмы:

    Почвовед, семеновод, овощевод, агроном, цветовод-декоратор.

Профессии, труд в которых направлен на животные организмы:

   Ветеринар, зоолаборант питомника, пчеловод, животновод, приемщик яиц.

Профессии, труд в которых связан с микроорганизмами:

   Лаборант химикобактериалогического анализа, оператор в производстве заквасок, оператор выращивания дрожжей, аппаратчик обработки крови.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Профессии типа «Человек-техника»

Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:


• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:


• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.

                   Профессии типа «Человек-художественный образ»


Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Человек решивший избрать профессию «человек - художественный образ» должен, прежде всего, обладать врожденным талантом и способностями, которые необходимо развивать в будущем.

Это образное мышление, любовь к красоте, художественный вкус, яркое и богатое воображение, эстетические чувства, гармония с окружающим миром.

Помимо врожденных способностей и таланта, художник, писатель или музыкант, должен быть настойчивым, трудолюбивым и иметь силу воли и огромное желание доставлять людям радость.

Наградой такой кропотливой и повседневной работы является не только материальное вознаграждение, но и в будущем послужит славой, успехом и признанием.

Главная цель такой профессии — создание красоты, эстетики, гармонии для окружающего мира человека, сохранение культурного наследия человечества, благоприятное воздействие с помощью искусства на человека.

Условия труда для профессии типа «человек - художественный образ» обусловлены конкретными задачами: для художника это создание образа, действия с помощью материалов, природы и человека, для скульптора - работа с природными материалами (глиной, камнем) в мастерской.

Работа ювелира требует постоянного зрительного напряжения и точности, а артист балета должен постоянно тренироваться для хороших физических данных и проводить рабочее время на сцене перед зрителями, музыкант воспроизводить звук на музыкальных инструментах.

Для того, чтобы получить специальность декоратора, закройщика, художника, реставратора, актера, дизайнера, необходимо получать знания непосредственно от преподавателя к ученику.

Преподаватель должен быть обрадованным и иметь хорошие практические навыки и умения, что бы предать своим ученикам секреты мастерства.

Иногда обучение профессии «человек - художественный образ» необходимо начинать с детских лет, это музыкальные и художественные школы, театральные кружки, мастерские.


                      

Профессии типа «Человек-человек»

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются: люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.

Самое главное в области познавательных процессов представителей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума. Важны наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен.

Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и порадоваться). Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним. Без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсовода, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту - от инспектора уголовного розыска до хирурга.

Важны наблюдательность по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится на чудаках — это полезно помнить.

Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) — вот что характеризует тех, кого помнит история. Гражданские качества, определенные (ориентированные на интересы трудящихся) убеждения — это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.

Нестандартные ситуации — это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять себе варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений.

Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими.

Необходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее. Истинный врач помчится по срочному вызову к тяжелобольному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре. Подобное случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов, работниками полиции. Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.

Для того чтобы правильно выбрать профильный класс или профессию, надо сориентироваться на начальной стадии выбора в нескольких направлениях:

во-первых, определить свои интересы и склонности (в том числе и профессиональные);для удобства работы назовем их словом«ХОЧУ»;

во-вторых, оценить своипрофессионально важные качества:

– здоровье

– квалификация

– способности (интеллектуальные, свойства личности, темперамента, характера);назовем их словом«МОГУ»;

в-третьих, узнать, какие профессиипользуются спросом у работодателей на рынке труда, т. е. определить,каково сегодня «НАДО»;

в-четвертых,осознать возможность выбора и проанализировать различные варианты выбора.

Если Вы выбираете профессию, которая вам интересна, соответствует вашим возможностям и пользуется спросом на рынке труда, Ваш выбор можно считать успешным.

Для старшеклассника сформулированный профессиональный план выглядит следующим образом:

1. Основной вариант– название учебного заведения, профессия или специализация.

2. Запасной вариант: в случае не поступления по основному варианту я пойду учиться в… (название учебного заведения, профессии).

Выбирая будущую профессию необходимо учитывать состояние своего здоровья. Существует около 3 тыс. профессий, по которым имеются медицинские противопоказания. Профессии противопоказаны не потому, что человек не сможет выучиться или работать по той или иной профессии, а потому что эта работа может усугубить недостатки его здоровья. Поэтому, выбирая профессию важно проконсультироваться с врачом.

Не откладывайте решение вопроса ''кем быть?'' на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, учась в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться ''за компанию'', устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д.

Из сказанного следует вывод: идите работать или учиться туда, где вы нужнее и где наиболее полно раскроются ваши способности. Но уже в школе найдите возможность испытать свои силы в избранной профессии.

Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.

Цели должны быть:

  • конкретными и реалистичными, т.е. соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д.
  • ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»);
  • обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.

При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

  • главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
  • цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
  • пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
  • внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
  • внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
  • запасные варианты и пути их достижения;

Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

  1. на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, профессионально-техническое) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
  2. каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  3. какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
  4. какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  5. хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

Выбор профессии можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия:

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Для того, чтобы сохранить и укрепить психическое и эмоциональное здоровье, важно также обратить внимание на собственные потребности и чувства.

Физическое здоровье связано с психическим и эмоциональным здоровьем

Например, физические упражнения не только укрепляют сердце и легкие, но также способствуют образованию эндорфинов - мощных химических веществ, которые стимулируют и поднимают настроение. То, чем вы занимаетесь ежедневно, прямо влияет на то, как вы себя чувствуете физически и эмоционально.

  • Побольше отдыхайте. Чтобы иметь хорошее психическое и эмоциональное здоровье, очень важно заботиться о своем теле. Это включает в себя получение достаточного количества сна. Большинство людей нуждаются в 7-8 часах сна каждую ночь.
  • Узнавайте как можно больше о здоровом питании. Питаться здорово сложно, это и не всегда легко реализовать на практике. Но чем больше вы узнаете о том, что вы едите, и как это влияет на вашу энергию и настроение, тем сознательнее вы подходите к своему питанию.
  • Упражнения для снятия стресса и поднятия настроения. Поднимайтесь по лестнице вместо лифта или ходите на короткие прогулки ежедневно. Для получения большинства психических преимуществ необходимо 30 минут или более физической активности в день.
  • Получайте дозу солнечного света каждый день. Солнечный свет поднимает настроение, поэтому старайтесь побывать по крайней мере 10-15 минут на солнышке в день. Это может быть сделано во время тренировок, садоводства и прогулок.

Улучшение психического и эмоционального здоровья, заботясь о себе

  • Практика самодисциплины. Самообладание помогает преодолеть отчаяние, беспомощность и негативные мысли.
  • Открыть для себя что-то новое. Думайте об этом как об "интеллектуальной конфете". Попробуйте посетить музей, начните учить новый язык, или просто путешествуйте больше.
  • Наслаждайтесь красотой природы или искусства. Исследования показывают, что просто прогуливаясь по саду, можно понизить кровяное давление и уменьшить стресс.
  • Управляйте уровнем стресса. Стресс имеет тяжелые последствия для психического и эмоционального здоровья, поэтому очень важно держать его под контролем. Хотя стресса нельзя, да и не нужно, избегать полностью, различные методы управления стрессом помогут вам прийти в равновесие.

Помните, все люди разные, не все советы будут одинаково полезными для всех людей. Некоторые люди чувствуют себя лучше, расслабляясь и не спеша, другие нуждаются в активности. Важно найти деятельность, которая вам по душе.

Даже у самого отъявленного оптимиста случаются приступы плохого настроения. Особенно часто это происходит осенью и зимой: световой день становится гораздо короче, чем летом; нехватка солнечного света и тепла, недостаток витаминов – все это сказывается на настроении. Да и в остальные времена года хватает причин для хандры. Однако это не значит, что нужно смириться с подавленным настроением: если мы будем знать, как поднять себе настроение быстро, то круглый год будем на эмоциональном подъеме.

 

Подробнее...

Любая олимпиада – это стресс. С одной стороны, психоэмоциональное напряжение, возникающее в стрессовых ситуациях, выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека, с другой стороны, часто  происходит обратная реакция – вместо повышения активности, она наоборот снижается и деятельность становится малопродуктивной. Эти состояния, возникающие перед олимпиадой или во время неё, можно назвать олимпиадной тревожностью. 

Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде?

Подробнее...

Помните, что счастье не зависит от того,
кто вы и что вы имеете

оно зависит исключительно от того,
что вы думаете

Дейл Карнеги

Подробнее...